Российская водка теряет мировую популярность

«У нас делается все, чтобы задавить водку»

Как сообщает газета «Коммерсантъ», в десятку глобальных лидеров продаж 2015 года попала только марка «Пять озер». Объем ее поставок составил около 4 млн декалитров. Таковы данные ежегодного рейтинга брендов крепкого алкоголя журнала Impact. В 2014 году в первую десятку рейтинга вошли сразу три российских водочных бренда — это «Пять озер», «Беленькая» и «Зеленая марка». Главный редактор портала «Алкоголь.ру» Михаил Смирнов ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаны Барыкиной.


— Что это за рейтинг такой, и что он означает?

— Это рейтинг самых продаваемых напитков, в частности водки. В этот список попадают бренды, которые продаются не менее 1,3 млн девятилитровых кейсов. Такой абстрактный рейтинг, который говорит, о том, что пользуется успехом, а что не пользуется успехом.

— Получается, падение продаж российской водки действительно есть? Почему это происходит?

— Это качество. Во-первых, это качество. А во-вторых, что, в общем-то, более важно — это отколовшаяся Украина. Прекратились поставки на Украину, соответственно, упал объем, и, соответственно, какие-то бренды выпали из списка.

— А британская Smirnoff и французская Absolut — лидеры рейтинга, то есть у них с качеством все в порядке?

— Как вам сказать, это традиционные водки. Предположим, Absolut всегда была шведской, насколько я помню. А Smirnoff — это международная марка, которая разливается везде. Так что это какие-то привычные вещи. То есть в барменских кругах та же водка Smirnoff используется в коктейлях. На самом деле, очень важно другое — наличие бренда «русская водка», и при помощи государства, предположим, те же шведы абсолютно на 90% отправляют свою водку на экспорт. Маленькая страна занимает такие большие позиции.

У нас же в принципе делается все, чтобы водку задавить. И несмотря на это, у нас все-таки «Пять озер» оказались в этом списке. Я считаю, что это какой-то подвиг. Ведь водка не нефть, она никогда не кончится, а бренд уже существует лет 200. Надо использовать это дело.

— Почему так происходит, почему в России производство водки душат, как вы говорите?

— Понимаете, наша активная общественность совершает очередной, так сказать, этап хождения по граблям. Почему-то абсолютно несправедливо считается, что Россия спивается, значит, с этим надо бороться, значит, нужно запретить водку.

— Но при этом нелегальная продукция, да, берется?

— А нелегальной продукции больше половины уже. Значит, первое — все предположения неверные. Это упорство достойно более серьезного применения, другого применения, товарищи законодатели борются с водкой. Хотя пьянство, давайте так говорить, у нас в голове. А Россия по потреблению крепкого алкоголя занимает где-то 20-25 место в мире, это уже там очень давно.

— Хорошо, если все-таки отпустить регулирование этого сектора, контрафакта станет меньше?

— Нет, тут как раз наоборот, нужно регулировать этот сектор, но регулировать его по-умному. Простой момент, вот историческая справка — Сергей Юльевич Витте, в свое время такой премьер-министр при Николае II, практически победил подделки совершенно экономическим путем. Он ввел госмонополию, но только на дешевую водку. На самом деле была введена госмонополия именно на дешевые сорта, то есть та самая казенка. И с помощью качественной дешевой водки он просто вытеснил подделки. Тогда подделывалось, кстати, больше водки, чем сейчас, где-то до 80%.

— А сейчас какая доля?

— Сейчас примерно 60%, по экспертным оценкам, там несколько цифр, но они все крутятся вокруг 50-60%. В реальности, если учитывать самогон, спиртосодержащие жидкости и так далее, это будет гораздо большая позиция. Политика проваливается.

— Еще по поводу экспорта, вы сказали, что потеряв Украину, мы потеряли, собственно, и покупателей. Кто-то может заменить их?

— Там довольно хитрая история. Чтобы не попасть под санкции, украинские бренды перешли на производство в Россию, «Мягков» производится и разливается уже в России. А прямые поставки российских сортов, действительно, закрыты. На самом деле, нужны тщательно продуманная экспортная политика и поддержка государства по экспорту водки. Потому что совершенно не используется такой зонтичный бренд — русская водка, он не используется совершенно, он не поддерживается.

— Но звучали же заявления от депутатов, что хотят как раз запретить использование этого бренда другим странам, считаете правильно это, да?

— Во-первых, это не получится. К сожалению, все-таки суды, которые проходили, почему-то были проиграны в свое время, в 90-е годы, а я считаю, что это надо делать, помогать каким-то путем, поощрять экспортеров, потому что эти прямые наличные деньги нужны стране.